Общественно-политический журнал

 

Отнятые у пенсионеров и бюджетников деньги ушли на трубу, которая России, в принципе, не нужна

В США близок к завершению законопроект о санкциях, который способен остановить строительство трубопровода «Северный поток – 2», сообщает The Wall Street Journal, ссылаясь на ряд действующих и находящихся в отставке американских официальных лиц. По словам источников издания, санкции детализируются и в случае необходимости могут быть введены в короткий срок.

По данным The Wall Street Journal, в Вашингтоне обсуждают, будут ли ограничительные меры направлены исключительно против компаний-трубопрокатчиков, или они будут распространяться и на банки, финансирующие проект.

Это сообщение прошло на фоне визита Владимира Путина в Германию, в ходе которого «Северный поток – 2» стал одной из центральных тем переговоров российского президента с главой германского кабинета Ангелой Меркель.

По итогам переговоров, Меркель вновь подтвердила позицию Берлина, в соответствии с которой Украина должна сохранить за собой роль страны-транзитера газа и после ввода в строй «Северного потока-2». Путин, как сообщается, настаивал на том, что газопровод – сугубо экономический проект и что он «не закрывает возможности продолжения транзита российского газа через территорию Украины».

Итоги визита Путина в Германию в контексте проблемы «Северного потока-2» комментирует партнер консалтинговой компании RusEnergy, аналитик нефтегазового сектора Михаил Крутихин.

 Как вы оцениваете заявление Ангелы Меркель о том, что за Украиной в любом случае должен остаться статус страны-транзитера?

 Да, какое-то небольшое количество газа будет прокачиваться через Украину. Тем более, что Италия настаивает на том, чтобы получать газ не через Германию, а через Украину. Итальянцам весьма не нравится, что Германия станет хабом по распределению российского газа в Европу. Они требуют сохранения прежнего маршрута. С этим вполне согласен Путин и, следовательно, «Газпром». Но весь вопрос в объемах, а они могут серьезно сократиться.

 Чем и для кого выгоден проект, на экономической сущности которого настаивает Москва?

 Для Германии – это просто подарок. Ей абсолютно бесплатно достается еще один прямой канал, без всяких транзитных стран, поставок российского газа, да еще и на очень гибких, хороших условиях в соответствии с новым контрактом. Что касается России, то она потратила только на то, чтобы подвести трубу к Балтийскому морю, по моим подсчетам, 44 миллиарда долларов. Так что насчет коммерческого проекта – это все разговор для бедных. Если бы не эти уже понесенные расходы, он был бы вполне коммерческим проектом с не слишком высокими операционными издержками. Но 44 миллиарда фактически уже вынули из российского бюджета, отняли у пенсионеров и бюджетников и заплатили за трубу, которая России, в принципе, была не нужна. Те трубы, которые были в действии, имеют вдвое большую мощность, чем Россия экспортирует газа в сторону Европы…

 Для чего же нужен «Северный поток-2», и окупится ли он когда-либо?

 Повторяю, это абсолютно ненужный проект. Мотивации при этом было две: наказать украинцев лишением транзита и дать возможность нажиться подрядчикам, которые его строят. Другой мотивации у России нет. «Северный поток-2» не окупится никогда, если учитывать его инвестиционную составляющую – те самые 44 миллиарда. Поэтому деньги просто спишут. Он был заведомо убыточен. Еще в 2006 году Путин разговаривал с руководителями четырех российских заводов, производящих трубы большого диаметра для газопроводов. Россия была вынуждена закупать их в Украине, Германии и Японии, Путин предложил делать их в России. Директора посетовали, что трубы некуда будет продавать. Будет у вас рынок, пообещал президент. Так что «Северный поток», равно как и «Южный поток», «Сила Сибири» и другие, нужны были, чтобы оправдать производство труб и для наживы подрядчиков.

 Что вы думаете о новом законопроекте, разрабатываемом с прицелом на «Северный поток-2»?

 Все пока вилами на воде писано. А в действующем варианте закона о санкциях, где специально упоминается «Северный поток-2», говорится, что Белый дом может принять ограничительные меры касательного этого проекта только по согласованию с европейскими партнерами. В данном случае это, естественно, в первую очередь, Германия. А поскольку Германии крайне выгоден проект по многим причинам, то Берлин, разумеется, не согласует никаких американских санкций. Для принятия же нового закона, который ужесточит подход США, потребуется очень много времени, за которое можно успеть проложить два таких газопровода через Балтику. К тому же в Европе все равно будут покупать тот газ, который дешевле.

Виктор Владимиров