Общественно-политический журнал

 

У Кремля появятся собственные офшоры

Госдума приняла во втором чтении пакет законопроектов о создании специальных административных районов - фактически офшоров - на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининградской области. Бизнесу обещают налоговые и иные льготы. Что нужно, чтобы их получить?

Всего законопроектов об офшорах семь. Они были внесены 15 июня, 18 июля прошли первое чтение.

Ко второму чтению были внесены значительные поправки. Их подготовка шла в ускоренном режиме, сообщает Интерфакс. А утверждены они были только перед пленарным заседанием утром в среду, 25 июля, в закрытом режиме.

Суть поправок изложила газета "Ведомости". В законе должно быть записано, что претендовать на регистрацию в офшоре сможет только "иностранное юридическое лицо". В первом чтении не конкретизировалось, что это должна быть иностранная компания, что, по данным издания, "напугало Центробанк, который предупредил о риске массовой перерегистрации российских компаний".

Офшоры на Русском и Октябрьском создавались для того, чтобы российский бизнес мог перерегистрировать свои зарубежные активы на фоне новой волны санкций США, которые в начале апреля затронули компании Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга.

Чтобы воспользоваться офшором, нужно инвестировать минимум 50 млн рублей (почти 800 тыс. долларов) в течение полугода после регистрации в них. В первом чтении законопроекта эта сумма не была указана, предполагалось, что ее будет определять правительство, подчеркивают "Ведомости".

Претендовать на офшоры смогут только те компании, которые были созданы до января 2018 года.

В офшорах будут пониженные ставки налогов, ослабленный контроль госорганов, компании будут освобождены от валютного контроля и смогут без ограничения совершать операции с валютой. Ко второму чтению из проекта исчезло упоминание об упрощенной процедуре трудоустройства иностранцев, к этому вопросу, по данным "Ведомостей", Госдума вернется осенью.

Интерфакс ранее сообщал, что "Русал" Дерипаски может воспользоваться перерегистрацией в этих офшорах. А министр экономического развития Максим Орешкин говорил, что и другие бизнесмены проявляют к ним интерес.

Специальные административные районы могут заработать уже в сентябре-октябре этого года, заявлял Орешкин. "По примерным подсчетам специалистов, приток инвестиций составит более 1 млрд долларов", - говорил зампред думской фракции "Единая Россия" Виктор Пинский.

Вот основные принципы работы офшоров, о которых говорил министр Орешкин:

  • Компании, работающие в зарубежных офшорах, смогут полностью перенести свою холдинговую структуру в российский офшор, причем это займет, по словам министра, всего несколько дней
  • Это позволит компаниям, решившим вернуться в Россию, сэкономить, ведь раньше, чтобы перерегистрировать компанию в России, бизнесменам надо было ликвидировать фирму в одной стране и погасить все ее обязательства
  • Согласно новой схеме, компания, вновь зарегистрированная в российском офшоре, просто сможет продолжить работать дальше с сохранением всех своих обязательств и контрактов с банками
  • Налоговый режим в российском офшоре будет таким же, как в иностранном, это, по задумке властей, приведет даже к небольшому увеличению доходов бюджета, так как компании, раньше платившие налоги в иностранных государствах, будут платить их в России
  • Изменения будут сделаны и в валютном законодательстве, ведь компании из российских офшоров будут регулироваться как нерезиденты - это означает снятие с них ограничений, например, по открытию счетов в иностранных банках
  • Компании после перерегистрации смогут выйти на российские биржи
  • В законопроекте, как говорил Орешкин, прописано, что особый режим для этих зон будет действовать 10 лет, но возможно его продление

Орешкин, говоря об интересе бизнеса, не называл компании, которые готовы перерегистрировать свои структуры в российских офшорах. Он прогнозировал, что на первом этапе большого числа регистраций не будет, но некоторые компании могут на это решиться и показать пример другим.

"Любой сложный новый процесс несет в себе неопределенность. На эту неопределенность не все готовы идти сразу. Те, кто находится в более благоприятной ситуации, будут выжидать и смотреть, что будет происходить с другими компаниями", - говорил министр.

Чиновники, как рассказывал Орешкин, общаются на эту тему со многими бизнесменами, в том числе с членами бюро Российского союза промышленников и предпринимателей. В него входят, в частности, глава совета директоров "Северстали" Алексей Мордашов, основатель USM Holding Алишер Усманов и совладелец LetterOne Holdings и "Альфа-групп" Михаил Фридман.

Как ранее писали "Ведомости", перерегистрация может стать для компании условием получения помощи со стороны государства.

По данным СМИ, как минимум одна компания рассматривает возможность перерегистрации в российском офшоре - это En+ Олега Дерипаски, попавшая под санкции в начале апреля. После попадания в санкционный список США акции En+ и "Русала" на биржах обрушились, а Дерипаске пришлось пойти на изменения в руководстве компаний.

Дерипаска через холдинговую компанию En+ владеет "Русалом". Сама компания зарегистрирована на острове Джерси. Остров относится к коронным владениям Великобритании и является "налоговой гаванью". Не исключено, что после перерегистрации En+ придется покинуть Лондонскую биржу.

Другие компании, по данным "Коммерсанта", пока не высказали желания перерегистрироваться в российских офшорах. В черном списке США оказался и Виктор Вексельберг, возглавляющий компанию "Ренова". Структуры Вексельберга среди потенциальных резидентов российских офшоров не упоминались.

В целом пока попытки завлечь российских бизнесменов обратно в страну не выглядят достаточно удачными. В марте Россия разместила "облигации для олигархов", которые, по плану властей, должны были купить российские бизнесмены для возвращения капиталов в Россию. Размещение прошло успешно, но основными клиентами стали в основном инвесторы из США и России.

Российские власти также объявили о новой амнистии капитала, которая даст возможность бизнесменам легализовать состояния, заработанные за границей. Но эксперты также сомневаются в том, что бизнесмены готовы возвращать свои капиталы в Россию.