Общественно-политический журнал

 

Петербургский экономический форум превратился в пустую пропагандистскую тусовку

В четверг, 24 мая в петербургском комплексе «Экспо-центр» стартует очередной международный экономический форум. «Очередной» потому, что, похоже, сами организаторы точно не помнят, какой он по счёту – ни на рекламных биллбордах, ни на сайте «Экспо-центра» порядковый номер этого «Северного Давоса» (каковым его задумывали российские власти) не указан. Только сроки проведения и кое-где упомянут главный девиз нынешнего ПМЭФ – «Создавая экономику доверия».

Самый первый петербургский экономический форум состоялся в 1997 году. Слово «доверие» уже фигурировало в слогане XVIII Петербургского международного экономического форума четыре года назад – «Укрепление доверия в эпоху преобразований».

Обычно петербургские экономические форумы проводятся на рубеже второй и третьей декад июня. Но 18-й форум прошёл раньше, поскольку в июне 2014 года Россия готовилась принять в Сочи глав государств «Большой восьмёрки». Однако после аннексии Крыма и вторжения на восток Украины сочинский саммит подвергся бойкоту: «Большая восьмерка» стала «Семеркой», каковой и продолжает оставаться.

Профессор петербургского отделения Высшей школы экономики Андрей Заостровцев считает, что ПМЭФ не является событием крупного масштаба:

«Сейчас много таких форумов, даже не успеваешь всех их отслеживать: сочинский, красноярский – каких только нет», – отметил он в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

«Главным, конечно, считается петербургский форум, – продолжил эксперт. – В свое время были амбиции сделать его чуть ли не равным давосскому, но, естественно, это не получилось. Сегодня Россия, конечно, не может рассчитывать на приезд, хотя бы половины лидеров «Большой семерки», но приезд Эммануэля Макрона и Синдзо Абэ, конечно, очень радует Кремль. Потому что Форум имеет не столько экономическое, сколько политическое и даже пропагандистское значение. Российские власти, как бы говорят: пусть нас давят санкциями, но к нам приедут президент Франции и премьер-министр Японии, и, значит, “блокада” прорвана».

«Все соглашения и договоры, которые там будут подписаны, скорее всего, готовились заранее и могли бы быть заключены без всякого форума. Думаю, что после очередного форума ничего в жизни страны не изменится. Если бы после каждого из двадцати одного окончившегося ПМЭФ мы жили хоть чуточку лучше, то сейчас по уровню жизни мы бы догнали, если не Швейцарию, то, хотя бы Бельгию. Но этого и близко нет», – подытоживает Андрей Заостровцев

Кстати, по данным агентства Legatum Prosperity Index в 2017 – 2018 годах Швейцария заняла по уровню жизни 2-е место в мире, Бельгия – 17-е, а Россия – 61-е. Всего в рейтинге агентства представлены 142 страны, и при составлении списка учитывались такие показатели по двенадцати пунктам, среди которых: рождаемость, смертность и продолжительность жизни; жилищные условия; качество образования и культуры; баланс расходов и доходов; уровень социального обеспечения.

Помимо пленарного заседания, в котором примут участие премьер-министр Японии и президент Франции, тема международного сотрудничества будет поднята во время бизнес-диалогов, которые российская сторона намерена провести с представителями США, Германии, Италии, Мексики, Израиля, Индии.

Такое стремление к партнерству с развитыми и развивающимися странами было характерно для России даже во времена Советской власти. «Мы не должны забывать, что даже индустриализация 30-х годов проходила при громадной экономической, технической и финансовой поддержке, в первую очередь, со стороны Соединенных Штатов Америки, а также Германии», - напоминает президент фонда «Республика», член Комитета гражданских инициатив Сергей Цыпляев.

По мнению Цыпляева, главной целью Петербургского международного экономического форума и подобных мероприятий должны стать «преодоление нашего технологического отставания, а в режиме изоляции от внешнего мира этого не осуществить. Поэтому надо сотрудничать и взаимодействовать с развитыми державами. А для этого необходимо убедить наших политиков “прикрутить фитиль” яростной ненависти к окружающему миру».

Одна из сессий первого для XXII ПМЭФ получила название «Время назад: политическое соперничество против экономического взаимодействия». В аннотации к сессии указывается: Наиболее распространенное определение того, что происходит сейчас между Россией и Западом, – холодная война».

Анна Плотникова