Общественно-политический журнал

 

Власть активно стимулирует ностальгию по прошлому и даже одобрительно говорит о крепостном праве

В этом году Украина с гордостью заявила, что страна избавилась от всех памятников лидеру большевиков Владимиру Ленину в городах, подконтрольных правительству в Киеве. Но пока Украина занималась завершением сноса памятников Ленину и монументов другим коммунистическим деятелям, в соседней России советские вожди никогда не были в такой моде, как сейчас.

Памятники Ленину стоят по всей стране. Другие известные коммунистические деятели также удостаиваются почестей. Один из них – основатель ВЧК, предшественницы КГБ, Феликс Дзержинский, которого называли добровольным палачом Ленина.

«Мы выступаем за организованный террор – это нужно признать честно, – писал Дзержинский. – Террор абсолютно необходим во время революции».

Ностальгия по Советскому Союзу раньше была прибежищем эксцентричных маргинальных групп, которые, в основном, состояли из обиженных коммунистов — приверженцев прошлого, малоимущих государственных пенсионеров и правых националистов, стенающих о военной слабости России. Но теперь она получила более широкое распространение. Даже молодежь готова проникнуться «славным прошлым», и российский лидер Владимир Путин, кажется, не возражает против этого.

Сохраняя ностальгию

По данным «Левада-Центра», многие россияне сожалеют о распаде СССР. Около половины населения сохраняют ностальгию по прошлому и сокрушаются по поводу прекращения существования Советского Союза.

Опрос, проведенный «Левада-Центр» в 2017 году, показал, что 47 процентов россиян положительно относятся к Иосифу Сталину, несмотря на его кровавое наследие. При этом респонденты отмечали как его личные качества, так и «управленческие навыки». По оценкам историков, Сталин несет ответственность за гибель большего числа людей, чем Адольф Гитлер.

Ностальгия способствовала реабилитации целого ряда советских исторических фигур, прославления которых мало кто ожидал. Один из них – биолог Трофим Лысенко, которого называли «самым кровавым ученым советской эпохи» за его роль в проведении сельскохозяйственной политики Сталина, вылившейся в голод, от которого погибли миллионы людей.

Лысенко считал современную генетику заговором западных империалистов, направленным на подрыв России.

Растет количество книг и статей, восхваляющих Лысенко, что является «частью вызывающего тревогу движения сторонников Лысенко, которое сопровождается растущей симпатией к Сталину», отметила группа российских и германских ученых в недавней статье в журнале Current Biology. Несмотря на триумф современной генетики и дискредитацию лысенковщины, «последние годы свидетельствуют о переосмыслении его доктрины в России», пишут ученые.

В ноябре прошлого года Кремль замял столетие большевистской революции, хотя и не препятствовал сторонникам коммунистов в проведении праздничных мероприятий. Беспокойство по поводу воспоминаний о революции и восстаниях – это одно, а чествование советских героев и сильное национальное руководство – это другое, говорят по этому поводу эксперты.

Накануне мартовских президентских выборов ностальгия по СССР и восхваление русского национализма служат целям Кремля.

Предстоящие выборы

Путин уверен в победе на выборах в марте, но в Кремле обеспокоены апатией избирателей и возможной низкой явкой. Патриотические призывы, восхваление сильного руководства и государственной дисциплины может помочь в привлечении избирателей на избирательные участки.

Путин не стесняется использовать величайшие победы советского режима и русский национализм, чтобы улучшить свой имидж и укрепить свои позиции.

Прилетев в Крым после аннексии этого украинского региона в 2014 году, Путин следовал тщательно разработанному маршруту, навевающему воспоминания о прошлом. Он возложил венок к мемориалу, посвященному Второй мировой войне, посетил древний храм Русской православной церкви и напомнил о славе царских и советских времен, проинспектировав российский Черноморский флот в Севастополе.

Кремлевские чиновники не только все чаще поощряют ностальгию по СССР и воспоминания о Сталине, но и пропагандируют деспотов докоммунистического прошлого России, включая Ивана Грозного.

В октябре прошлого года правительство одобрило установку в Орле первого в стране памятника Ивану Грозному – правившему в 16-м веке царю, который расширил территорию России ценой огромных человеческих жертв. Считается, что в порыве гнева Иван Грозный убил одного из своих сыновей.

Прославление исторических деспотов официальными властями способствует установлению антидемократических ценностей, считает профессор русского языка Технологического института Джорджии Дина Хапаева. В статье для некоммерческого сайта Project Syndicate она пишет, что российские официальные лица даже одобрительно говорят о крепостном праве, что «дополняется желанием вернуть самодержавие».

«Неудивительно, что памятники Сталину тоже стали появляться в российских городах», – констатирует она.

Джами Деттмер