Общественно-политический журнал

 

За инициативой Путина стоит желание заморозить конфликт на выгодных для себя условиях

Инициатива российского президента Владимира Путина, предложившего направить в Донбасс "голубые каски" ООН, вызвала большой интерес политиков и экспертов. При этом они указывают на серьезные препятствия принципиального характера, которые стоят на пути такой миссии.

Президент России во вторник, 5 сентября, поручил министерству иностранных дел РФ внести на рассмотрение Совбеза ООН проект резолюции, которая бы предусматривала развертывание миротворческой миссии на востоке Украины. Соответствующее заявление он сделал, находясь в Китае на саммите БРИКС. Одновременно Путин выступил с предостережением относительно поставок американского летального оружия Киеву.

При этом российский лидер подчеркнул, что предпосылками для появления миротворцев должны быть ограничение их функций "обеспечением безопасности сотрудников ОБСЕ", разрешение на пребывание миротворцев исключительно на линии разграничения в Донбассе, разведение сторон конфликта и отведение тяжелой техники.

Также, по словам президента РФ, этот вопрос требует прямого контакта украинских властей с представителями пророссийских сепаратистов в Донбассе. Постоянный представитель России при ООН уже передал соответствующий документ председателю Совбеза ООН Текеде Алему и генеральному секретарю организации Антониу Гутеррешу. Однако о содержании российского проекта пока нет достоверной информации.

В Германии, одной из участниц минского процесса, инициативу сдержанно поприветствовали. Министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль отметил, что этим поводом необходимо воспользоваться для переговоров о прекращении огня в Донбассе, а вопрос вероятного ослабления санкций против России не стоит связывать с полным выполнением минских соглашений.

По словам представителя правительства ФРГ Ульрике Деммер, стоит дождаться согласования деталей такой миссии. Деммер подчеркнула, что миссию "голубых касок" нужно разместить на всей территории конфликта, а не только на линии разграничения, а перспектива участия в переговорах представителей сепаратистов является "недопустимым повышением значимости" их руководства.

Известно, что донецкие сепаратисты "готовы обсуждать предложение". В Киеве, в то же время, были намного более жесткими в оценке слов Путина. Украинский МИД заявил, что "не может быть и речи" о том, чтобы просить пророссийских сепаратистов предоставить разрешение на введение миротворческого контингента. В ведомстве напомнили, что еще в марте 2015 года президент Украины Петр Порошенко обратился в ООН с просьбой развернуть миротворческую миссию. Также, по мнению украинского МИДа, любое миротворческое присутствие должно согласовываться с украинской стороной, предусматривать полный вывод иностранных войск, наемников и оружия с территории Украины, а также обеспечивать надежный контроль украино-российской границы.

С тем, что эффективная миротворческая миссия должна находиться не только на линии разграничения, соглашается и бывший посол США на Украине, ныне эксперт аналитического центра Brookings Institution в Вашингтоне Стивен Пайфер. "Эффективные миротворческие силы помимо размещения вдоль линии конфликта должны быть задействованы на всей оккупированной части Донбасса, а также вдоль границы между Донбассом и Россией, чтобы остановить приток оружия, боеприпасов и бойцов из России на Украину", - уверен он.

Собственно, именно вопрос размещения миротворческого контингента и его возможного состава - Украина выступает категорически против участия российских военных, поскольку считает Россию стороной конфликта, - лежит в основе спора между Киевом и Москвой, добавляет эксперт Германского общества внешней политики Штефан Майстер. И пока эти вопросы не будут решены, рассчитывать на реальную поддержку миротворческой миссии со стороны Запада не стоит. "Без обоюдного согласия Киева и Москвы участия со стороны стран ЕС и НАТО не будет", - заверил Майстер.

Получить же такое согласие на фоне существующих противоречий, по оценке немецкого эксперта, будет крайне трудно. Не менее скептичны в этом и его украинские коллеги. Бывший министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко считает, что размещение на Украине миротворческой миссии действительно помогло бы остановить кровопролитие. "Но позиции сторон по этому вопросу настолько противоположные, что, например, для Москвы согласиться на такую миссию на украинских условиях было бы равно поражению", - объясняет дипломат.

Именно поэтому западные эксперты не верят в искренность предложения российского президента. Пайфер полагает, что за словами Путина стоит желание представить Москву как сторону, которая ищет решение для конфликта на востоке Украины. "Но, по всем признакам, Кремль на самом деле стремится сохранить тлеющий конфликт в Донбассе, чтобы продолжать давление и дестабилизировать украинскую власть", - уверен бывший посол США.

В то же время в Киеве нет четкого понимания, как должна выглядеть миротворческая миссия, признает эксперт Совета внешней политики "Украинская призма" Анна Шелест. "Мы должны четко понимать, под эгидой какой организации, с военными каких стран, на какой территории, с какими полномочиями, с каким мандатом мы хотим миротворческую миссию. Украина же просто говорит, что требует миротворцев для обеспечения безопасности, и это дает возможность Путину манипулировать ", - констатирует Шелест.

Председатель общественной организации "Майдан иностранных дел" Богдан Яременко добавляет, что Путин смог перехватить любимый вопрос украинского президента о миротворческом контингенте, чтобы достичь собственных целей - заморозить конфликт на выгодных для себя условиях.

Штефан Мастер убежден - среди целей президента России также есть и закрепление линии разграничения в качестве "границы" между сепаратистскими территориями и остальной Украиной и легитимация самопровозглашенных "ДНР" и "ЛНР". "Россия последовательно настаивает на том, что она не является стороной этого конфликта, требуя международного признания сепаратистов, а размещение миротворческой миссии на российских условиях может стать важным шагом для достижения этой цели", - считает Майстер.

Причины опасений Киева по поводу участия российских военных в миротворческой операции объяснила Анна Шелест. По ее словам, Кремль уже прибегал к подобной тактике в Приднестровье, Южной Осетии и Абхазии. "Это не только позволит России показать, что она не сторона конфликта, а посредник в урегулировании, но и может стать поводом для неограниченного по времени российского военного присутствия в Донбассе под предлогом миротворческой операции", - резюмировала Шелест.