Общественно-политический журнал

 

У нас всё государство надо бы пересобрать и построить с нуля

Хирург (настоящий, а не байкер), пожелавший остаться анонимным, рассуждает в "Новой" (от 13 марта) о российской медицине: "У нас такой системный кризис в отрасли, что ее реформировать уже невозможно. Только если как наш автопром. Вот в Калугу привезли немецкий автозавод, и с нуля построили весь цикл по своим стандартам. Получили хорошую машину. Так же — в медицине. Государство должно решить: строим мединститут в Москве, приглашаем сюда только иностранных специалистов, они принимают студентов по своим правилам. В итоге, соблюдая весь современный технологический цикл, мы получаем специалиста европейского стандарта. Мы сейчас обсуждаем кризис медицины, как убитый “жигуленок”. Вот датчик тормозной плохо срабатывает, давай заменим. Или колеса починим. А эту машину вообще надо выкинуть, она все равно разваливаться будет, потому что сгнила".

Так и напрашивается логическое продолжение этих рассуждений: да у нас всё государство надо бы пересобрать и построить с нуля по этой же схеме. Ведь у нас не осталось ни одного здорового социального института, даже церковь и та - сталинская, я уж не говорю про госбезопасность, армию, полицию. Понятно и ежу, что искалеченный социум, остававшийся таковым в течение 100 лет, сам ничего путного (ну разве только Путина, простите за каламбур) создать не может. Но теперь всё равно уже поздно. Сейчас мы уже "встали с колен", обросли скрепами, снова заматерели. Теперь мы уже сами начали всех учить жить, и прежде всего – как раз Запад с его специалистами и стандартами. И считать себя больными, изуродованными категорически отказываемся.

Алексей Широпаев

Есть системные проблемы, которые ставят врачей в невыносимые условия. Из-за того, что государство посчитало, что здравоохранение — это рынок, оно наломало кучу дров. Врачи не понимают: они должны деньги зарабатывать — или пациентов лечить? Это главная парадигма, и она чудовищна по своему цинизму. Главный врач теперь требует от врача не вылеченного больного… а услуги, которая будет давать деньги. У системы появилась другая цель — не здоровье граждан, а прибыль. И это неизбежно скажется на качестве обучения в вузах, на лечении. Хочешь более эффективную таблетку — плати, более современный протез — плати. Я видел обнародованный в Сети квиток на прием к рентгенологу в Самаре на декабрь 17-го года. То есть через год, если доживет, человек получит назначенное исследование.

Коммерциализация и в государственной, и в частной медицине ведет к необоснованным операциям, к расширению необязательных исследований. У меня знакомый доктор в Израиле работает с медицинскими туристами. Он рассказывает: «Мне стыдно бывает. Состоятельным людям делают ненужные операции. Где мораль русских врачей?!» Не знаю.