Общественно-политический журнал

 

«Исламское государство» становится русскоязычным

Бывший таджикский военный офицер Гулмурод Халимов, ставший главным вербовщиком группировки «Исламское государство», теперь является одним из самых разыскиваемых террористов в мире.

США предложили награду в 3 миллиона долларов за его поимку.

Бывший полковник таджикского спецназа, прошедший подготовку у американских и российских инструкторов, исчез из Таджикистана в 2015 году.

По сообщениям западной разведки, сегодня 41-летний Халимов возглавляет вооруженные подразделения «Исламского государства» и отвечает за военные операции группировки.

После того как один из лидеров группировки Абу Мухаммад аль-Аднани был убит на прошлой неделе в результате воздушного удара, аналитики сообщили, что Халимов стал вторым человеком в иерархии «Исламского государства» после главного лидера Абу Бакра аль-Багдади.

«Таким образом руководство "Исламского государства" вновь делает акцент на желании, чтобы группировка воспринималась, как организация, в которой люди из любой страны могут занимать важные позиции», – говорит советник Конгресса по вопросам борьбы с терроризмом Майкл Смит.

Эксперты полагают, что Халимов, который, предположительно, действует из Сирии, находится под влиянием радикальной исламской идеологии.

«В одном из своих видеообращений он обвинил таджикские власти в том, что они подавляют религиозные свободы, заставляя мужчин-мусульман сбривать бороды, а женщин – снимать закрывающие лицо головные уборы», – сообщил «Голосу Америки» аналитик из Душанбе Эсфандиар Адинех.

По мнению экспертов, более заметная роль, которую стал играть командир из Таджикистана, может расширить деятельность «Исламского государства» за пределами Сирии и Ирака.

«Учитывая его потенциал и подготовку, фокус может переместиться на Центральную Азию», – говорит Итан Виленски-Лэнфорд, изучающий «Исламское государство» в Университете Райса в Хьюстоне, штат Техас.

Центральная Азия стала благодатной почвой для вербовки новых членов ИГ.

Сегодня подразделения группировки в Ираке и Сирии насчитывают тысячи боевиков из Азии. Россия знает о вербовочной работе ИГ и обеспокоена тем, что усиление присутствия группировки в Центральной Азии представляет растущую угрозу национальной безопасности России.

«Продвижение Халимова также имеет стратегическую ценность, поскольку может активизировать работу группировки по вербовке новобранцев», – говорит Смит.

Говорят, что он организовал радикальную группировку, получившую название «Кириллические джихадисты», состоящую из русскоговорящих выходцев из бывших советских республик.

«Эти боевики сильно отличаются от других в плане дисциплины и военной подготовки, если сравнить с их арабскими или африканскими товарищами», – говорит Салем аль-Хаммуд, активист, который бежал из контролируемого группировкой сирийского города Дейр-эз-Зор и сегодня проживает в Турции.

Руководство ИГИЛ назначает их на важные посты, продолжает Хаммуд, «потому что они более решительны и не симпатизируют местному населению».

И поскольку они мало общаются с другими джихадистами, лидеры ИГ считают их «очень надежной и живучей силой», утверждает активист.

Эксперты полагают, что Халимов руководит вербовочными операциями ИГ из Сирии.

Экстремистская группировка сообщила, что боевик ИГ из Турции Рашид Туграл погиб в бою в июне. В своем дневнике, который оказался в распоряжении «Голоса Америки», Туграл вспоминал, что Халимов беседовал с ним в Ракке до того, как он присоединился к «Исламскому государству».

«Большинство джихадистов были из Центральной Азии, и Халимов в основном задавал вопросы на русском или таджикском», – написал Туграл.