Общественно-политический журнал

 

Россия долго и упорно роет яму для Украины, но сама в ней уже по пояс

Сразу два крупных энергетических проекта Москвы в понедельник опять оказались в фокусе внимания СМИ: из Болгарии пришли не до конца ясные сигналы о "размораживании" проекта "Южный поток", а из Турции - известия о готовности "незамедлительно" сделать шаги в направлении реализации "Турецкого потока".

В обоих случаях реакция российских властей на, казалось бы, обнадеживающие сигналы остается сдержанной. Об интересе со стороны Турции было известно еще в июле: тогда в российском минэнерго отметили, что проект "полностью отвечает интересам Турции".

Новые заявления президента Реджепа Тайипа Эрдогана в правительстве не прокомментировали, очевидно, не желая предвосхищать результаты переговоров между президентами обеих стран, которые пройдут уже во вторник в Санкт-Петербурге.

В случае с Болгарией никакой реакции из Москвы вообще не последовало, хотя телефонные переговоры между российским президентом Владимиром Путиным и болгарским премьер-министром Бойко Борисовым состоялись еще в пятницу, 5 августа.

Три эти масштабных проекта объединяет одно: каждый рассматривался Москвой как средство обхода Украины при транзите газа в Европу.

"Южный поток"

Официально строительство газопровода началось 7 декабря 2012 года. Ветки газопровода должны были пройти из Анапы по дну Черного моря в болгарскую Варну, а оттуда дальше в Европу. Стоимость проекта оценивалась в 23,5 млрд евро.

Мощность маршрута должна была составить 63 млрд кубометров газа в год: вполне достаточно, чтобы больше не нуждаться в украинском транзите (в 2015 году украинский транзит "Газпрома" составил 64,2 млрд кубометров).

Весной 2014 года, на волне украинских событий, Европарламент принял резолюцию, в которой рекомендовал приостановить строительство "Южного потока". В свою очередь, Еврокомиссия указала на то, что документация проекта по строительству газовой ветки не соответствовала европейскому законодательству.

Дважды летом 2014 года Болгария приостанавливала строительство "Южного потока", пока, наконец, 1 декабря на пресс-конференции в Анкаре Владимир Путин не заявил, что Россия отказывается от проекта из-за "неконструктивной позиции Еврокомиссии".

С тех пор Болгария разрабатывает собственный проект создания на своей территории Балканского газового хаба, для чего строит интерконнекторы с соседними странами. Заполнять хаб предполагается и за счет российского газа: София ранее делала соответствующие предложения Москве. Скорее всего, заявления болгарского премьера о возрождении "Южного потока" по итогам переговоров с Владимиром Путиным касаются именно этого проекта - и именно поэтому в Москве восприняли эти заявления без особого энтузиазма.

"Болгария пытается запрыгнуть на ступеньку уходящего поезда и сохранить свой транзитный статус, - полагает замглавы Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. - Однако изначальный проект "Южного потока" маловероятен. Та конфигурация практически уже невозможна. Болгария упустила свой шанс стать крупной транзитной страной Европы".

"Турецкий поток"

1 декабря 2014 года, одновременно с объявлением о закрытии "Южного потока", Владимир Путин анонсировал строительство "Турецкого потока". Очередная попытка обойти украинский транзит, но теперь уже попытка зайти в Европу через Турцию. На турецко-греческой границе предполагалось создать газовый хаб, откуда ресурс уже следовал бы в другие европейские страны.

Планируемая мощность газопровода должна была составить 63 млрд кубометров в год (идентично "Южному"). Стоимость строительства четырех веток оценивалась в 11,4 млрд евро.

Хотя изначально планировалось начать строительство еще летом 2015 года, вплоть до дипломатического конфликта между странами в ноябре стороны не могли подписать соглашение о строительстве. С четырех веток "Турецкий поток" ужался до одной.

После того как 24 ноября 2015 года турецкие ВВС сбили российский Су-24 в районе турецко-сирийской границы, Москва объявила о приостановке проекта.

Однако и теперь, после нормализации отношений между странами, его перспективы не ясны. Так, 6 августа посол Турции в России Умит Ярдым заявил в эфире "России 24", что пока стороны далеки от заключения межправительственного соглашения по "Турецкому потоку".

"Северный поток-2"

Ликвидация "Южного потока" и медленное продвижение по "Турецкому" вынудило Москву обратить внимание на третий маршрут, способный снизить зависимость от украинского транзита: расширение существующего магистрального газопровода "Северный поток" по дну Балтийского моря в Германию.

18 июня 2015 года на Петербургском экономическом форуме "Газпром", E.ON, Royal Dutch Shell и OMV AG договорились о сотрудничестве по проекту создания газотранспортной инфраструктуры.

Пропускная способность двух ниток должна была составить 55 млрд кубометров, стоимость проекта оценивалась в 8 млрд евро.

Пока из трех проектов обхода Украины это для Кремля самый перспективный. В Брюсселе и Вашингтоне смотрят на развернутую Россией активность на этом направлении с тревогой. Спецпредставитель Госдепартамента США по энергетике Амос Хохштайн в недавнем интервью европейскому медиапорталу EurActiv заявил о том, что проект принесет Европе больше вреда, чем пользы.

"Вы забираете 2 млрд долларов доходов [за транзит российского газа] у такой непрочной экономики, как украинская, в то самое время, когда международное сообщество пытается ее поддержать. Как она оправится от этого? Ответ простой - никак. Экономика рухнет", - заявил Хохштайн.

Строительство "Северного потока-2" и "Южного потока", добавил он, обрекают страны Восточной и Центральной Европы на еще 30-50 лет зависимости от одного поставщика.

Российские власти и "Газпром" неоднократно заявляли, что за строительством трубопроводов стоят только коммерческие соображения. В частности, глава компании Алексей Миллер утверждал в июне, что транзит газа через Украину обходится "Газпрому" на 20% дороже, чем через будущий "Северный поток-2".