Общественно-политический журнал

 

В России увеличивается динамика протестных настроений

В 2014-2015 годах в российских регионах наблюдался рост протестной активности. Об этом сообщается в докладе "Комитета гражданских инициатив" об оценке социально-экономической и социальной напряженности в регионах по состоянию на начало 2016 года.

Лидерами протестной активности во второй половине 2015 года стали Москва, Санкт-Петербург и Свердловская область. Затем идут Новосибирская и Московская области, Краснодарский край, Нижегородская область, Татарстан, Волгоградская и Челябинская области.

В Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирской области ситуация с протестной активностью оставалось критической весь 2015 год, говорится в докладе.

Регионами с самой низкой протестной активностью оказались Чукотка, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Тува, Владимирская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Чечня, Камчатка, Кабардино-Балкария.

Доклад свидетельствует, что в процентном соотношении резко выросла доля протестов в сферах "жилье и коммунальные услуги" и "предприниматели, инвесторы, вкладчики, потребители".

В частности, в первой половине 2014 года на сферу "жилье и коммунальные услуги" приходилось 5,5% от всех протестов. Во второй половине 2015 года этот показатель вырос до 10,5%.

В категории "предприниматели, инвесторы, вкладчики, потребители" доля протестов за тот же период выросла с 7,4% до 14,7%.

При этом резко снизилась доля протестов, связанных с внешней политикой. В первой половине 2014 года этот показатель составлял 14,1%, а ко второй половине 2015 года он снизился до 3,9%.

"Комитет гражданских инициатив" - общественная организация,  созданная в апреле 2012 года бывшим министром финансов России Алексеем Кудриным при поддержке ряда политиков и общественных деятелей. В числе заявленных целей КГИ - открытое оппонирование действиям власти и публичное обсуждение альтернативных путей решения социальных, экономических и политических проблем.

Доходы населения падают

Риски в социально-экономической сфере оценивались по нескольким показателям: положение домохозяйств (реальные доходы, розничный товарооборот), состояние публичного сектора (доходы бюджетов, задолженность бюджетов), а также производство и инвестиции.

Среди регионов с самой высокой экономической напряженностью оказались два субъекта, в которых критическая ситуация наблюдается сразу в двух сферах.

В частности, в Ивановской области наблюдается критическая ситуация с реальными доходами домохозяйств, а также с производством и инвестициями. В Псковской области эксперты зафиксировали критическую ситуацию с доходами домохозяйств и местного бюджета.


Динамика протестной активности

При этом самая распространенная проблема - ухудшение ситуации с доходами населения. Среди 13 регионов, которые в КГИ считают самыми проблемными с экономической точки зрения, у 10 субъектов наблюдается критическая ситуация с реальными доходами домохозяйств.

Есть несколько регионов, в которых экономическая ситуация считалась критической весь 2015 год. Это Коми, Северная Осетия, Ивановская, Кемеровская, Курганская, Нижегородская, Псковская области, а также Еврейская автономная область и Москва.

Политические риски

Внутриполитическая ситуация оценивалась по уровню развитости институтов и адаптивности регионального управления (система сдержек и противовесов), административной устойчивости (кадровая нестабильность), а также по уровню конфликтности и неоднородности элит.

Несмотря на то, что в некоторых регионах наблюдались существенные кадровые перестановки, ситуация с административной устойчивостью относительно стабильна.

Также не наблюдается существенной конфликтности элит, и связано это в первую очередь с наличием лишь одного или нескольких крупных центров влияния.

Ситуацию с политической напряженностью портит только неразвитость институтов и неадаптивность регионального управления (сильная вертикаль власти).

Одним из показателей институционально развитой системы является состояние местного самоуправления, которое неуклонно ухудшается, констатируют эксперты.

Связано это с муниципальной реформой 2014 года, которая существенно расширила возможности региональных властей влиять на избрание и работу муниципальных органов власти, говорится в докладе.

"Именно получив это право по законам 2014 и 2015 годов, во многих регионах губернаторы инициировали резко увеличившееся число отмен прямых выборов мэров", - говорится в докладе.

В итоге 2015 год стал первым годом, когда в единый день голосования не проводилось прямых выборов мэров региональных центров.

В результате в числе регионов с высокой политической напряженностью оказались Дагестан, Ингушетия, Челябинская область, Москва, Челябинская область, Бурятия, Пензенская область.

В конце доклада эксперты сопоставили все риски и выявили регионы, в которых наблюдается сочетание негативных экономических и политических характеристик.

В число таких регионов вошли Москва, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Краснодарский край, Астраханская, Кемеровская, Курганская области, а также Пензенская, Псковская, Саратовская, Ульяновская, Челябинская и Еврейская автономная области.