Общественно-политический журнал

 

Крым аннексировали не для жизни людей, люди вообще не учитывались

В аннексированном Крыму многие россияне чувствуют себя иностранцами без шансов получить гражданство.

Российские паспорта крымчанам начали выдавать буквально через несколько дней после мартовского, так называемого «референдума». Но до сих пор осталось немало тех, кому такая «ценность» не досталась. К ним прибавилось много граждан, которые решили переселиться туда из-за происхождения, родственных связей или из-за пропаганды лучших условий и возможностей для жизни.

Вот две истории о том, в каких обстоятельствах оказались реальные люди, чьи имена здесь настоящие.

Житель Севастополя Валерий Кутьин гражданство получил сразу после аннексии. Но семье его дочери это не светит. По его словам, она с мужем переехала к отцу из города Энергодара Запорожской области. Причина переезда была одна - избежать призыва в Вооруженные Силы Украины. В Севастополе они жили до 2008 года, здесь получили высшее образование - дочь стала экономистом, зять - специалистом в атомной энергетике. И в Энергодаре они были хорошо устроены, имели работу, жилье. Очевидно, до переезда обратно в Крым они понятия не имели, как будет их принимать Россия, какие создаст трудности. Поэтому заранее не консультировались о возможных последствиях.

Оформление российского гражданства связано с бюрократической волокитой, требует определенного времени. А в январе этого года у них рождается ребенок, внучка, - значит, возникает необходимость оформлять и ее гражданство. Но теперь представительство Федеральной миграционной службы России говорит, что не может этого сделать, так как родители ребенка пока считаются иностранцами. Можно представить себе эмоции людей, когда в этой службе им сообщили, что единственный выход по российскому законодательству - это привезти документ из Украины, по которому Украина не предоставит новорожденной свое гражданство!

В. Кутьин дальше рассказывает, что зять не может поехать в Украину за таким документом - там его ждет «уголовное преследование» за уклонение от мобилизации. Сделать официальный запрос из Крыма невозможно, потому что действует украинский закон об оккупированной территории, по которому ни на какие запросы ответы не предусматриваются, а документы, выданные на этой территории, считаются недействительными, - жалуется человек. В том числе и свидетельство о рождении внучки, выданное здесь в этот период, не будет признано документом. Теперь на ребенка невозможно оформить полис обязательного медицинского страхования, ни одна поликлиника не может зарегистрировать малыша для плановых осмотров или на случай заболевания, не говоря уже о денежной помощи,  - дите без всякого гражданства вообще!

Люди обратились в центральный орган ФМС РФ - оттуда приходит отписка о перенаправлении обращения в Севастопольское отделение. Они пишут  представительству президента - пока ждут ответа отсюда ...

А тем временем в Крыму развелись фирмы, которые обещают за 950 долларов оформить свидетельство о рождении в Херсонской области Украины. Если прибегнуть к ним и получить такой липовый документ, то теперь на бедного младенца надо будет подавать документы на оформление гражданства России и терпеть сложную процедуру этого процесса. Нет гарантии, что возникнут еще какие-то обстоятельства и требования, которые будет тяжело или невозможно преодолеть.

Вот такие российские «объятия».

Но интересной оказалась и логика многих крымчан (а историй этих сегодня сотни, как свидетельствуют крымские и российские СМИ). Во всем, мол, виновата Украина. И тем, что не признает Крым российским, и тем, что у нее идет АТО, из-за чего она вынуждена мобилизовать тех, кому положено. При этом никто не хочет признавать, что везде (и в России всегда и сейчас - тоже) уклонение от мобилизации - это преступление. А значит, зять В.Кутьина фактически не такой уж себе беженец, а просто преступник, скрывающийся от правосудия за пределами государства, где он нарушил закон. Тестю, который, очевидно, помнит мораль советского времени, стоило бы вспомнить норму, по которой для каждого юноши было позорным прятаться от армии. Еще «хорошо», что этого зятя не разыскивают  как преступника через Интерпол. Тогда уж хоть на улицу не выходи, хоть в подвал прячься.

Таким оказался причал у «родной гавани». Бесправные сами, с непризнаваемым никем только что родившимся ребенком, со всеми страхами перед законами, с чувством дезертирской неполноценности перед другими, с невозможностью трудоустроиться. Они теперь - в чужом государстве, а не в родном Севастополе.

История другая. Василию Андреевичу Надобных 85 лет, он - отставной майор советской армии, в которой почти 30 лет прослужил в Средней Азии. В 1979-м переехал в Луганск, где впоследствии, в 1991 г., и встретил распад Советского Союза. Так он действительно не по своей воле стал гражданином Украины. В начале июля 2014 года, когда Луганск стали обстреливать, внук Артем, проживавший здесь с ним, принял решение вместе с дедом бежать от войны. Естественно, что к родственникам. Василий Андреевич отправился в Симферополь к родной дочери. Думал, что сможет устроиться на новом месте. Можно будет оформить гражданство, получить пенсию. Надеялся на это и внук Артем.

Однако здесь к ним относились как к иностранцам: становитесь на очередь на оформление документов, проходите все стадии. Возможно, через несколько лет и сможете подтвердить, что владеете русским языком, действительно хотите жить в России. Внук Артем поехал устраиваться на «материк», в РФ. А Василий Андреевич остался вместе с дочерью Любовью Васильевной Калинчевой. По ее рассказу, отцу дали разрешение на временное проживание. Это само по себе звучит удивительно и безжалостно, ведь человек родился в России. Отец уже очень старый, отправить его обратно в Луганск она не может - некому будет за ним ухаживать да опасно из-за обстрелов. Теперь для подтверждения права на проживание надо каждые три месяца проходить врачей, сдавать анализ на ВИЧ, посещать кожвендиспансер. А тут еще Василий Андреевич недавно заболел, ему трудно вообще из дома выйти, а приходится тащится по врачам.

Хуже всего в этой ситуации то, что для него невозможно оформить пенсию. У самой Любови Васильевны пенсия 8900 рублей (примерно 115 долл. или 3000 грн.), А ей самой 65 лет, она болеет диабетом, ей следует придерживаться диеты, что теперь тоже стало невозможным.

Получается, человек прослужил всю жизнь стране, которую считала родиной, а теперь практически не имеет в ней никаких прав. И чиновники ничем помочь не могут - говорят, такие законы.

Об этих судьбах поведала одна из публикаций антиукраинского издания «Свободная пресса»

Россия «вернула» территорию, но она не гарантировала никакой защиты от произвола своих законов маленьким гражданам и толерантного правового убежища для тех, кто решил переехать сюда - на родину или в тот «русский рай». Как чувствовать себя на этой «возвращенной» территории таким людям и самым «паспортизованных» землякам, родственникам? Когда в одном доме одни - полноправные граждане, другие - иностранцы…

P.S. Между тем, как сообщает украинский политолог Тарас Березовец, российские СМИ запустили массированную кампанию по заманивания россиян на оккупированный полуостров под слоганом «Крым ваш». Ролик транслируется по многим федеральным каналам. Типичная и давно известная ассимиляционная практика оккупантов - как можно быстрее и побольше заселить оккупированную территорию своими гражданами, чтобы завтра и они, и само государство-оккупант имели основания везде вопить - наше, наше! Но что ждет людей здесь, какое чувство обманутости, многие не знают.

Тарас Колиснык, журналист
Авторский проект «Россия в собственном зеркале»