Общественно-политический журнал

 

Нацлидер и промышленники

Летом 1944 Шпеер (рейхсминистр военной промышленности) попросил Гитлера выступить перед крупными немецкими промышленниками, и успокоить их вот по какому вопросу.

Изначально вся военная экономика Германии была частной, но по мере того, как ситуация на фронте ухудшалась, роль государства всё увеличивалась: заводы взамен разбомбленных строились за гос. счет (и следовательно принадлежали Рейху), частный сектор отвечал только за оборудование и специалистов, при этом рынок рабочей силы потихоньку подминала под себя СС со своими концлагерями. Крупный бизнес резонно беспокоился, что все это начинает напоминать социализм.

Источник

Шпеер:

"Я попросил Гитлера учесть все эти моменты, а он в ответ попросил меня написать ему тезисы речи. Я отметил, что главное – пообещать промышленникам помощь в грядущий критический период и защиту от посягательств местных партийных властей. Еще я предложил подтвердить «незыблемость частной собственности, хотя некоторые подземные заводы могут временно перейти в собственность государства». А если он заявит о «свободной послевоенной экономике и принципиальном отказе от национализации предприятий», то промышленники перестанут тревожиться о своем будущем.

...В целом Гитлер придерживался моих тезисов, но говорил неуверенно, запинался, комкал слова, прерывал предложения на середине, пропускал целые фразы и даже абзацы, а в конце совсем запутался. Эта речь стала ярким доказательством его физического истощения.

...Во время этой несвязной речи почти не было слышно аплодисментов. Мы все были ошеломлены, и, может быть, из-за нашей вялой реакции Гитлер резко сменил курс и попытался напугать промышленников, обрисовав, что их ожидает в случае поражения:

“Господа, если мы проиграем войну, можете не беспокоиться о возвращении к мирной экономике. В этом случае всем придется думать о переходе в мир иной. И не важно, сделает ли человек это сам, или отправится на виселицу, или предпочтет умереть от голода и непосильного труда в Сибири – эти вопросы каждый будет решать сам”.

Последние слова Гитлер произнес насмешливо, с оттенком презрения к тем, кого считал «трусливыми бюргерскими душонками». Присутствующие его прекрасно поняли, а я распростился с надеждой на то, что эта речь вдохновит руководителей промышленности на новые трудовые подвиги".

Шпеер, Альберт "Третий рейх изнутри"