Общественно-политический журнал

 

Путинская пропаганда продолжает многовековую традицию, сея ненависть в душах россиян

Очутился в лифте со своей новой сотрудницей. Едем - на 48 этаж, дорога дальняя, можно поговорить по душам. Как в поезде. "Вы откуда?" - спросила она меня по-русски, признав во мне своего. "Из Киева" - ответил я. "А я из Львова, - сказала она. - Недавно ездила во Львов, в гости. Очень там сейчас красиво и чисто. Даже лучше, чем в Киеве". "Может быть" - согласился я. Затем она неожиданно перевела разговор на другую тему. "Знаете, я прожила во Львове тридцать лет, среди бандеровцев. И ни разу - повторяю - ни разу не сталкивалась с антисемитизмом. А вот мой муж - из Киева, так ему в Киеве с этим сталкиваться приходилось..."
Лифт прибыл к пункту назначения, и мы отправились по своим рабочим местам.
В связи с этим разговором я вот о чем подумал. Я тоже прожил в Киеве тридцать лет и очень долго считал западных украинцев отпетыми антисемитами. Никогда не видел "живых бандеровцев", но был уверен, что они "фашисты" и "уничтожали евреев". Им только дай... Этому меня учили в школе, это говорили по телевизору и писали в газетах. Так считали мои родители. Это десятки лет подряд вливала нам в уши советская пропаганда. Я никогда не ездил в Западную Украину - не было такой необходимости да и не хотел.
Поступив в университет, я подружился с одним однокурсником, родом с Волыни. Его отец воевал в УПА, после войны был арестован и кругом-бегом отсидел в советских лагерях лет тридцать. Его - выпускали по отбытии срока, но потом фабриковали какое-то уголовное дело и сажали опять.
"Я украiнський нацiоналiст, а ты - еврейський нацiоналiст", - сказал мне однажды мой новый приятель. - У нас з тобою схожа доля". "Я не националист" - возразил я, как типичный советский человек. "Ти, Петро, вболiваеш за долю свого народу, тому ти нацioналiст".
С этого момента я стал серьезно пересматривать свои прежние понятия и представления. Потом я часто ездил и во Львов, и несколько раз возил в Ивано-Франковск к ворожке свою больную маму, и встречался с 75-летним отцом того своего университетского приятеля, паном Олександром, которому жить оставалось уже совсем немного...
И среди литовцев, которых в Совке тоже было принято считать "фашистами и антисемитами", у меня появились хорошие приятели.
Я веду к тому, что путинская пропаганда и национальное сумасшествие 85 процентов россиян возникли не на пустом месте. Путинская пропаганда добилась такого сумасшествия в России только потому, что до этого поколениям советских людей хорошо промывала мозги советская пропагандистская машина. Многие из нас, в бывшем Совке, воспитывались на оскорбительных представлениях и стереотипах других народов. Путинской пропаганде нужно было только "чуток плеснуть масла в огонь".
Кстати говоря, советская пропаганда тоже ничего нового не изобрела в этом отношении. Коммуняки продолжили традицию махрового российского шовинизма царей-батюшек, которые сотни лет воспитывали у россиян чувство презрения к инородцам и так называемым малым народам. Путинская пропаганда просто продолжает эту славную многовековую традицию, сея зерна ненависти в душах россиян на поколения вперед.

Peter Nemirovskiy