Общественно-политический журнал

 

Храм ненависти

В Екатеринбурге продолжается противостояние жителей города, защищающих сквер у драмтеатра, и сторонников стройки храма Святой Екатерины на этом месте. С одной стороны, ничего нового: людей, недовольных строительством церквей, постепенно становится все больше. С 1990 года в России количество храмов выросло в 14,7 раз — до 34,3 тыс. А, например, количество школ за это время сократилось в 1,7 раза — до 41,8 тыс. Ключевая проблема здесь в ослаблении социальной инфраструктуры, но слишком уже заметен контраст. Тем не менее, до сих пор таких ожесточенных противостояний еще не случалось.

Уличные конфликты в Екатеринбурге сегодня — это нечто большее, чем просто спонтанное столкновение между сторонниками и противниками храма. Конфликт в Екатеринбурге зародился не вчера и не позавчера. Почва готовилась постепенно на протяжении пары месяцев. И очень плодородная почва.

Кому это выгодно? Прежде всего, тем, кто платит за все это действо. На торгах право на использование этой земли получили структуры Русской медной компании (РМК) во главе с Игорем Алтушкиным. Вот так частная компания, заработавшая состояние на использовании недр и вносящая свой вклад в загрязнение Урала, решила построить храм в центре города. Сейчас самый лучший способ проявить лояльность к власти — это построить храмы. И, хотя противников много, сторонников храмостроительства еще больше. Опросы ВЦИОМ (если им верить и правильно оценивать заданные вопросы) показывают, что 64% россиян выступают за увеличение числа церквей. Сделал то, что повысит рейтинги власти, — молодец, спокойно работай дальше.

В общем, для РМК на кону стоит светлое и беспроблемное будущее компании. А это немалого стоит. Плюс, Алтушкин не привык идти на компромиссы и готов защищать свои интересы даже вот так — по-пацански, привозя в злополучный сквер спортсменов из своей Академии единоборств. Просто, грубо, но очень наглядно показывает, кто в городе хозяин, способный устанавливать свои правила, наплевав на всех вокруг.

У сторонников «свободного гуляния» нет единого координатора и организатора, отчего выступления и выходят довольно слабыми. А с другой стороны выступают сторонники Сталина и Христа. Умом Россию не понять, но именно такой сюрреалистичный микс объектов поклонения сегодня царит в массах. Забористая каша, сварившаяся в попытках определить патриотическое движение, привела к такой абсурдной конструкции. Православие, Сталин, а между ними скрепой стоит Зюганов со свечкой в храме. Полнейшая нелепица, но уж что имеем.

Власть пытается показать, что у нас в стране — всё, как на Западе: люди могут свободно ходить по улицам, выражая свое мнение даже в радикальной форме, и Росгвардия никого не держит по квартирам за закрытыми дверьми, а все протестное движение — это лишь небольшая кучка скучающей молодежи, которая вышла поразвлечься.

При этом власть не опасается, что конфликт перерастет во что-то большее. Опыт «купирования» подобных противостояний уже имеется в Санкт-Петербурге на примере Исаакиевского собора. Если бы была задача тихо и мирно построить храм, можно было бы провести общественные слушания, референдум. Но этого сделано не было.

Раскол так называемых либералов и государственников-патриотов, «Ельцин-центра» и храмов в одном и том же городе, транслируемый по телевизору, — это мелочь. Раскол же в обществе, на самом деле, куда сильнее и глубже. Сейчас этот раскол среди людей, желающих подняться из пепла и выжить, и людей, готовых на все ради скреп, даже на кровопролитную гражданскую войну.

А что касается отдельно взятого храма, то интересно будет узнать мнение Русской православной церкви, которая пока старательно отмалчивается, а нужно ли вообще строить храм, который вызывает лишь ненависть людей друг к другу (Екатеринбургская епархия уже опубликовала свое заявление — прим.). Как-то не по-христиански это, товарищи.

Никита Исаев

В среду противостояние горожан и правоохранительных органов продлилось примерно до двух часов ночи. Арестовано несколько десятков участников акции протеста. Омоновцы буквально вытеснили за территорию сквера гражданских активистов, и параллельно начались задержания. Десятки горожан, преимущественно молодых людей, были брошены в автозаки. Уходя из сквера, оставшиеся участники акции говорили друг другу и сотрудникам ОМОНа: "Не прощаемся. До завтра!"

Строительство храма не будут останавливать на время опроса - заявил мэр Екатеринбурга Александр Высокинский.