Общественно-политический журнал

 

Понятие «иностранный агент» власть заимствовала, пока еще робко, из привычного ей прошлого

История оператора Владимира Нильсена, который снимал "Веселых ребят", "Цирк", и которого забрали со съемок "Волги-Волги".

Нильсен был не просто гениальным оператором, он был настоящим революционером и реформатором в кино. Его знали и почитали во всем кинематографическом мире. Нильсен был фанатом своей профессии. И был готов делать свое кино уже как режиссер.

Его взяли в гостинице в Москве, прямо в разгар съемок Волги-Волги.

Пришли в "Метрополь" , где жил Нильсен с женой. «Мне показалось странным,—рассказывала жена,—что администратор гостиницы дважды справлялся по телефону после шести часов вечера, дома ли Владимир Семенович, скоро ли придет. Как только мы сели за стол, в коридоре раздались чьи-то торопливые шаги, и вдруг в наш номер 276 на втором этаже без стука вошли два человека в штатском. Один из них молча стал у двери, другой направил на Нильсена револьвер и с непонятной мне злобой крикнул: “Руки вверх! Вот ордер на арест!” Сохраняя полное самообладание, муж положил на стол нож и вилку, встал и тихо произнес: “Зачем руки вверх? У меня нет оружия”. Он надел шляпу, плащ и сказал мне на прощанье: “Не волнуйся... Через несколько дней вернусь, как раньше... Меня в НКВД помнят”.

Больше никаких сведений о его судьбе ни мать, ни жена, ни сестры не получали целых двенадцать лет.

От репрессированного оператора почти все друзья поспешили отказаться. «Э.Тиссэ ответил мне по телефону - вспоминала жена Нильсена, - что просит не считать его моим знакомым, а Г.Александров, узнав от меня об аресте мужа, был настолько перепуган, что сразу же потерял дар речи».

Нильсен осужден Военной коллегией Верховного суда СССР по статье «шпионаж» и 20 января 1938 расстрелян на Бутовском полигоне.( Бутово-Коммунарка). Ему было 32 года.

ИЗ ОБВИНИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

«В середине 30-х годов Нильсен связался с немецким разведчиком, представителем фирмы Дека-Талем, которому на протяжении с 33-го по 36-й год передавал шпионские сведения о состоянии кинофотопромышленности.

В феврале 1936 года Нильсен принял задание совершить террористический акт против членов правительства СССР, для чего должен был перейти работать кинохроникером. Попасть первого мая на съемку парада на Красной Площади и совершить террористический акт...»

В июне 2017 имя Нильсена увековечено в проекте Последний адрес, табличка в его память установлена на доме в Палашевском переулке.

"Ожившая память"