Общественно-политический журнал

 

Если Китай сыграл на Трампе как на скрипке, то Россия - как на балалайке, но оба извлекли каждый свою музыку

Президент США Дональд Трамп отказался от участия в Восточноазиатском саммите, в последний момент пропустив пленарное заседание Восточноазиатского саммита, якобы, из-за отставания мероприятий от графика.

Вместо этого он сел в президентский самолет, который вылетел из международного аэропорта имени Ниноя Акино во вторник днем с более чем 30-минутным опережением графика, и покинул Филиппины.

Госсекретарю Рексу Тиллерсону было поручено представлять Трампа на саммите.

Представители Белого дома пояснили, что Трамп сказал то, что он хотел сказать на саммите, во время ланча для лидеров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил во вторник, что встречался с президентом США Дональдом Трампом на саммите АСЕАН в Маниле ранее на этой неделе и назвал его «открытым и доброжелательным человеком». Об этом во вторник сообщило «РИА Новости».

Медведев рассказал, что побеседовал с Трампом после ужина по случаю 50-летия АСЕАН.

Добавление еще одного дня в программу пребывания Трампа на Филиппинах было в значительной мере сделано для того, чтобы он мог принять участие в работе Восточноазиатского саммита – важного регионального стратегического диалога.

Трамп завершил 12-дневное турне по пяти странам Азии, не сделав никаких крупных политических объявлений, что не помешало ему назвать его «чрезвычайно удачной поездкой» и заметить, что он «приобрел много друзей на самом высоком уровне».

Не вдаваясь в детали, Трамп также заявил, что одним из результатов его турне стало заключение деловых соглашений на сумму не менее 300 миллиардов долларов, и, возможно, в три раза больше.

«Мы пояснили, что США открыты для торговли, но мы хотим взаимной торговли, справедливой торговли для США», – заявил он журналистам в Филиппинском международном конгресс-центре незадолго до отъезда из страны. При этом он обвинил предыдущие американские администрации в том, что они допускали «эксплуатацию» страны.

В ходе турне Трамп подчеркивал, что его администрация отвергает многосторонние торговые соглашения, такие как Транстихоокеанское партнерство, предпочитая двусторонние экономические договоренности.

«Думаю, плоды наших трудов будут невероятные, идет ли речь о безопасности наших народов, безопасности мира или торговле. Это действительно дорогого стоит», – пояснил Трамп во вторник.

Президент сообщил, что важное объявление о его поездке будет сделано Белым домом в среду или четверг.

Наблюдатели оценивают турне Трампа по-разному.

В Азии Трамп «четко дал понять, что нельзя разделять экономические и оборонные вопросы», заявил Кертис Чин, которого президент Джордж Буш-младший назначал послом при Азиатском банке развития.

«Это верно даже сейчас, когда американский "поворот к Азии" уступает место повороту к Азии американского бизнеса», – сказал он.

Однако Сюзан Райс, бывший советник по национальной безопасности в администрации Барака Обамы, считает, что в результате турне Трампа США остались «в большей изоляции и в положении отступающего, передав Китаю лидерские позиции в недавно народившемся "Индо-Тихоокеанском регионе" на серебряном подносе».

После хорошего начала турне в Японии и Южной Корее «в Китае колеса его дипломатического автобуса начали отваливаться», написала Райс в колонке, опубликованной New York Times.

«Китайское руководство сыграло на чувствах Трампа, как на скрипке, угождая его неутолимому эго и подменяя суть дела помпезностью и церемониалом», – считает она.

"Недавно завершившаяся поездка президента Трампа в Азию имела потенциал закрепить важные интересы Америки в сферах безопасности и экономики. Если бы она прошла, как подобает, его амбициозная 12-дневная поездка по пяти странам могла бы выровнять неоднозначный старт его администрации в этом жизненно важном регионе. Вместо этого США после нее оказались в еще более изолированном положении и на ослабевших позициях, вручив первенство в новоявленном "Индо-Тихоокеанском регионе" Китаю на блюдечке с голубой каемочкой", - пишет бывший советник президента Обамы по национальной безопасности и бывший постпред США при ООН Сьюзан Э. Райс в статье для The New York Times.

"Поездка началась с солидного поведения в Японии и Корее, где относительно выдержанные слова Трампа заверили ключевых союзников в приверженности США их безопасности", - говорится в статье.

"Однако в Китае его дипломатия начала выбиваться из колеи. Китайский лидер разыграл Трампа как по нотам, поддерживая его неутолимое самолюбование и подменив содержание помпезностью и пышностью", - пишет Райс, сравнивая его с Обамой, который, по ее словам, проводил тщательную дипломатическую подготовку к визитам в Китай, достигая в итоге серьезных результатов.

"Заключительные визиты президента Трампа во Вьетнам и на Филиппины оказались самыми проблематичными", - полагает экс-дипломат.

Высокомерное предложение Трампа в конце его поездки разрешить конфликты Китая с его соседями в Южно-Китайском море, тот факт, что он не упомянул права человека и, прежде всего, его вызывающая обеспокоенность защита лжи Владимира Путина по поводу вмешательства в наши выборы, в сочетании с оскорблением разведывательного сообщества США на иностранной территории, превозмогли любые попытки утвердить лидирующие позиции Америки, полагает Райс.

"Легкомысленное дружелюбие президента Трампа по отношению к самопровозглашенному убийце, президенту Филиппин Родриго Дутерте стало самой низкой точкой важной поездки, отбросившей назад руководящую позицию США в Азии. Но это было, возможно, идеальным, хотя и непреднамеренным эпилогом президентского тура, прошедшего под лозунгом "Сделать Китай снова великим", - заключает Райс.

Чин, который сегодня является научным сотрудником непартийного исследовательского центра «Институт Милкена», видит ситуацию по-другому.

«На фоне неопределенности в вопросе о том, каким образом президент, у которого не было ни дипломатического, ни политического опыта, может повести себя на дипломатической сцене, президент США более чем превысил ожидания, – сказал Чин. Теперь перед США стоит задача – опираясь на визит Трампа в Азию, выстраивать отношения и укреплять альянсы в Азии, особенно в условиях продолжающегося подъема Китая».

По мнению некоторых, наиболее заметным пробелом в поездке Трампа стало игнорирование им проблем прав человека, кроме тех, что связаны с Северной Кореей.

Пресс-секретарь Белого дома Сара Хакаби Сандерс в понедельник заявила журналистам, что проблема прав человека все же поднималась в ходе переговоров Трампа с президентом Филиппин Родриго Дутерте. Однако пресс-секретарь филиппинского лидера настаивает, что этого не было.

Незадолго до отбытия из Манилы Трамп заявил, что отношения между США и Филиппинами были «ужасными», но в результате его визита они стали «очень-очень прочными».

По его словам, с точки зрения стратегических отношений это более важно, чем торговля. Президент назвал Филиппины «самым ценным земельным участком с военной точки зрения».

Высокопоставленный представитель американской администрации заявил: «Мы приехали сюда не для того, чтобы читать нотации, как делал президент Обама». Чиновник добавил, что в ходе переговоров за закрытыми дверями с президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином и председателем КНР Си Цзиньпином Трамп проявлял настойчивость по нескольким ключевым вопросам.

Немецкий эксперт Штефан Майстер: Я не думаю, что Трамп боится Путина. Он им восхищается как сильным лидером на международной арене. Но он опасается результатов расследования спецпрокурора США Роберта Мюллера о контактах своей предвыборной команды с российскими представителями. Я также не думаю, что у Путина есть какой-то компромат на Трампа, при помощи которого он может оказывать на него давление. Но и расследование Мюллера о бизнес-контактах, кто, когда и с кем встречался - это опасно для Трампа.

Он использует свои методы в контактах с Трампом, он делал это и с канцлером ФРГ Ангелой Меркель (Angela Merkel), и с другими. У него есть досье на Трампа, он знает его слабости, как можно ему понравится. Путин пытается им манипулировать.

С Меркель больше не получается вообще. После того, как он несколько раз сказал ей неправду о ситуации на Украине, основы для доверительного общения больше нет. В случае с Трампом Путин успешен, потому что Трамп им в какой-то степени восхищается. Манипулировать Трампом несложно, он слабая личность. И как только у Путина появляется возможность с ним встретиться, он оказывает на него влияние. И это видно по результатам разговора - Путин получает от Трампа то, что хочет. То есть звучат заявления, которые Трампу потом приходится опровергать.